Понедельник, Май 20Официальный сайт Керченского городского совета

Решение Верховного суда Республики Крым от 09.11.2023 года (Дело №2a-256/2023 )

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г. Симферополь                                                     Дело №2a-256/2023 09.11.2023года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Колесник E.A.,

при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Мидия» Чигрика В.В., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Мидия» к Керченскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация г.Керчи Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав пояснения генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Мидия» , его представителя, позицию прокурора,

 

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью «Мидия» (далее истец) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим п. 2.5 Раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 года №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым».

Определением от 10.10.2023 года указанное выше административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

На электронную почту Верховного Суда Республики Крым 16.10.2023 года от Керченского городского совета Республики Крым ( далее Совет ) поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

В судебном заседании 18.10.2023 года представитель истца предоставил дополнительные пояснения по существу заявленных требований.

Определением от 18.10.2023 года привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г. Керчь Республики Крым (далее Администрация), рассмотрение дела отложено на 09.11.2023 года.

Представитель истца 23.10.2023 года, руководствуясь ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), направил в адрес Верховного Суда Республики Крым ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которыми просил признать недействующим п. 2.5 Раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 года № 67-2/19 в редакции решения 83 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 27.01.2023 года №929-2/23 « О внесении изменений в решение 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019года № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым».

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 26.10.2023 года поступили дополнительные пояснения представителя Совета.

Истец направил в адрес Верховного Суда Республики Крым 30.10.2023 года дополнительные обоснования заявленных требований.

В судебном заседании, которое состоялось 09. 11.2023 года. Представитель истца настаивал на удовлетворении административного искового заявления ( с учетом ходатайства), Совет, Администрация явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени его проведения были извещены надлежащим образом, ходатайств об его отложении не представили.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителя истца, прокурора, принимая во внимание извещение всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным, рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

Прокурор в судебном заседании 09.11.2023 года предоставил заключение, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований по признанию недействующими положений п. 2.5 Раздела 2 Порядка определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 года) № 67-2/19 в редакции решения 83 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 27.01.2023 года №929-2/23 « О внесении изменений в решение 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019года № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», затрагивающих интересы истца.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления ( с учетом ходатайства), возражения Совета, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Советом на 10 сессии 2 созыва 19.12.2019 года принято решение №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (далее Решение №67-2/19 ), которым был утвержден прилагаемый Порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее Порядок).

Советом на 83 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым 27.01.2023 года принято решение №929-2/23 « О внесении изменений в решение 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 года № 67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым»(далее Решение №929-2/23 ), которым в новой редакции был изложен п.2.5 раздела 2 Порядка.

Согласно п. 5 и м. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений. регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что в соответствии с Договором переуступки права аренды земельного участка 90:19:0101112:1236 от 12.02.2021 года, заключенным с гр.Имановым А.Ш.о., являвшимся на основании договора аренды земельного участка, заключенного 18.12.2020 года с  Администрацией , арендатором земельного участка площадью 5569кв, м. с кадастровым номером 90:19:0101112:1236, расположенного по адресу: Республика Крым. г.Керчь, ул. Горького , 3 и, ему передан в аренду на срок до 13.06.2056 года земельный участок площадью 5569 кв.м. с кадастровым номером 90:19:01011 12:1236, расположенный по адресу: Республика Крым. г.Керчь. ул. Горького , 3 и с видом разрешенного использования Рынки (код 4.3), целевое назначение организация и обслуживание рынка (далее земельный участок).

Cогласно п.1.3 указанного договора переуступки права аренды земельного участка 90:19:0101112:1236 от 12.02.2021 года права и обязанности по договору аренды, заключенному 18.12.2020 гола между гр.Имановым А.Ш.о. и Администрацией, перешли к истцу, в том числе и по уплате арендной платы в размерах и сроки, предусмотренные п.2.1 и п.2.2. указанного договора аренды.

В соответствии с п. 2.3 договора аренды, заключенного 18.12.2020 года между гр. Имановым А.Ш.о. и Администрацией размер арендной платы пересматривается последней в одностороннем порядке в случае изменения размера ставок арендной платы, нормативной цены земельного участка, а также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую, изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что истец является участником правоотношений, урегулированных Решением №67-2/19 и Решением №929-2/23.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация. должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года   №50   «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. установлены Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-Ф3 ).

П. 3 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 7 Закона №131-Ф3 установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

П 5 ч.10 ст. 35 Закона №131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, к которой относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как следует из подпункта 3 п.3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправлении.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. некоторых вопросах земельных отношении» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст.37 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее-Устав), в компетенции Керченского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной. собственности городского округа.

Ч. 1. 4 ст. 62 Устава предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными актами Республики Крым, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города Керчи в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

Совет на 16 сессии 2 созыва 19.02.2015 года принял решение №222-1/15, которым утвердил Регламент Керченского городского совета (далее Регламент), ст.14 которого установлено, что проекты муниципальных правовых актов, вносимые на рассмотрение Совета, представляются Председателем Совета, главой Администрации, прокурором города Керчи, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группам граждан, Контрольно-счетной комиссией города Керчи Республики Крым, а также иными лицами в случаях, установленных действующим законодательством.

Согласно ст.ст. 58, 63, 67 Регламента решение Совета считается принятым, если за него проголосовало большинство, наделенное в соответствии с Уставом городского округа, правом решающего голоса.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 09.12.2019 года главой Администрации в адрес председателя Совета направлен согласованный в установленном Регламентом порядке проект решения « плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» для включения в повестку дня 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва (исх. №02-213/3969), разработчиком которого был указан начальник управления имущественных и земельных отношений Администрации Василенко Е.А. данному проекту прилагались заключение управления по правовым вопросам Администрации о проведении антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта от 26.11.2019 года №187/07-05, а также информация прокуратуры города Керчи от 19.11.2019 года № 34-2019 об изучении проекта решения Керченского городского совета Республики Крым «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым», согласно которым в предоставленном проекте решения коррупционные факторы не выявлены.

В соответствии со ст. 4 Устава Керченский городской совет состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов. Верховым Судом Республики Крым установлено, что согласно протоколу пленарного заседания очередной десятой сессии Керченского городского совета 2 созыва от 19.12.2019 гола всего депутатских мандатов – 28, избрано депутатов — 28, присутствовали на сессии — 18 депутатов в процессе проведения сессии один депутат Совета удалился из зала заседания по производственной необходимости.

В повестку дня очередной десятой сессии Керченского городского совета 2 созыва под № 11  был включен вопрос «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городском округ Керчь Республики Крым», по которому доклад был сделан председателем Совета, решение по указанному вопросу было принято единогласно.

Решение № 67-2/19 19.12.2019 года размешено на сайте Совета и опубликовано в спецвыпуске газеты «Керченский рабочий» №40 от 21.12.2019года.

Материалы дела свидетельствуют о том, что главой Администрации письмом от 25.01.2023 года № 02-23/281 в адрес председателя Совета направлен согласованный в установленном Регламентом порядке проект решения «О внесении изменений в решение 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва от19.12.2019 года №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», в преамбуле которого имелась ссылка на Постановление Совета Министров Республики Крым №1303 от 30.12.2022 года. К проекту решения были приложены заключение управления по правовым вопросам Администрации №7/07-07 от 17.01.2023 года, информация от прокуратуры г. Керчи от 26.01.2023 года №ВН02025009-190-23/1009-20350009.

Решение №6929-2/23 было принято в соответствии с оговоренными выше положениями Устава, своевременно размещено на сайте Совета и опубликовано в газете «Керченский рабочий».

Изучив указанные обстоятельства , исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение №929-2/23 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия. официального опубликования, что не ставится под сомнение истцом.

В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как указано выше, Решением №67-2/19 был утвержден Порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым. в дальнейшем Решением №929-2/23 был изложен в новой редакции п. 2.5 Раздела 2 Порядка, который получил следующее содержание :

«2.5 Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка и (или) вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных правовых актов, влекущих изменение размера арендной платы.

Заключение дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, соглашений о плате за сервитут. в том числе публичный. заключенных за период с 21 марта 2014 года по 31 декабря 2022 года, в связи со вступлением в силу с 1 января 2023 года результатов государственной кадастровой оценки земель, расположенных на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, не требуется.

Арендная плата, установленная в договорах аренды земельных участков, соглашениях о плате за сервитут, в том числе публичный, заключенных без проведения торгов (аукционов) до 1января 2023 года, в связи со вступлением в силу с 1 января 2023 года результатов государственной, кадастровой оценки земель, расположенных на территории муниципального образования, городской округ Керчь Республики Крым, начиная с 1 января 2023 года изменению не подлежит и ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленный федеральным законодательством o бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало финансового года и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало финансового года.

Арендная плата, установленная в договорах аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов (аукциона), изменению не подлежит и ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало финансового года.»

Согласно пункту 1 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (п.4 ст. 2 3К РФ).

Согласно п.п. 3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года (далее Постановление №582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением №582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.02.2017 года №424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и  градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Согласно п.9 Постановления № 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию па 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон №135-Ф3) органам местного самоуправления Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Федеральным законом Российской Федерации от 29 .07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 135-Ф3), регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В силу положений ст.3 Закона №135-Ф3 под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных ст.24.19 этого Закона.

Ст. 24.12 Закона №135-Ф3 предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трёх лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьёй.

С 01.01. 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 года №237-ФЗ « О  государственной кадастровой оценке» (далее Закон №237-Ф3). регулирующий отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, п.2 ст.3 которого предусмотрено, что кадастровая стоимость, определяется для целей. предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона №237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно с.2 ст.18 Закона №237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от основании их определения применяются следующим образом:

1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;

2) с 1 января года,  следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;

3) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости. изменяемых вследствие:

а) исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

б) внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

в) исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке. предусмотренном статьёй 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости;

4) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьёй 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона;

5) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьёй 16 настоящего Федерального закона, в сторону её увеличения;

6) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

7) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

8) с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости. при определении кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 19.1 настоящего Федерального закона.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11. 2016 года « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории республики Крым»(далее Распоряжение №1498-р) утверждены результаты государственной кадастровой оценки участков в составе земель  сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорт, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, водного фонда, лесного фонда на территории Республики Крым.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, подлежат применению с 1 января 2020 года в соответствии с п. 2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.11.2019 года № 1492-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года № 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым».

Постановление Совета министров Республики Крым от 16.11. 2022 года №1010 « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости- земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» утверждены результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости- земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденные настоящим постановлением, применяются с 1 января 2023 года (п.4), со дня вступления в силу настоящего постановления распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 января 2016 года № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» действует в части, не противоречащей настоящему постановлению (п.4.1).

Постановление Совета министров Республики Крым от 16.11.2022 года № 1010 вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования (п. 5).

Это постановление опубликовано 16.11.2022 года на правовом портале исполнительных органов Республики Крым www.rknpa.ru, и 18.11.2022 года размещено на официальном игтернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

П.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвёртым — шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

П. 4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Как указано выше, в соответствии с решением №929-2/23 п.2.5 Раздела 2 Порядка, утвержденного Решением № 67-2/19 , был утвержден в новой редакции.ю абзац 3 которого устанавливает, что арендная плата, установленная в договорах аренды земельных участков, соглашениях о плате за сервитут, в том числе публичный, заключенных без проведения торгов (аукционов) до 1 января 2023 года, в связи со вступлением в силу с 1 января 2023 года результатов государственной кадастровой оценки земель, расположенных на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, начиная с 1 января 2023 года изменению не подлежит и ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции , установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на

Очередной  финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало финансового года.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в постановлениях от 15.07.1999 года № 11-П, от 11.11. 2003 года № 16-П и от 21.01.2010 года № 1-П, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и. следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит — к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Согласно п.2 ст.3 КАС РФ оной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Изучив содержание представленных истцом копий договоров договора аренды земельного участка, заключенного 18.12.2020 года гр.Имановым А.Ш.о.с Администрацией,  договора переуступки права аренды земельного участка 90:19:0101112:1236 от 12.02.2021 года, заключенного им с гр.Имановым А.Ш.о.. Верховный Суд Республики Крым , проанализировав приведённые выше положения законодательства Российской Федерации в их взаимосвязи , приходит к выводу, что положения абзацов 1 и 2 п.2.5 Раздела 2 Порядка, утвержденного Решением №67-2/19,  в редакции Решения №929-2/23 , соответствуют указанным выше положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в то время как абзац 3 п.2.5 Раздела 2 Порядка, утвержденного Решением №67-2/19 , в редакции Решения №929-2/23, затрагивая интересы истца , принят без соблюдения требований нормативных правовых актов большей юридической силы, а именно ч.1, п.1 ч.2 ст.18 Закона №237-Ф3, ст. 15 Закона №135-Ф3, принципов экономической обоснованности арендной платы за землю и запрета необоснованных предпочтений, п. 9 Правил определения размера арендной платы, утверждённых Постановлением №582 , в связи с чем, в этой части административный иск подлежит удовлетворению.

В материалы дела не представлены доказательства того, что в оставшейся части положения п.2.5 Раздела 2 Порядка. утвержденного Решением № 67-2/19, в редакции Решения №929-2/23 регулируют правоотношения, возникающие у истца и Администрации после 01.01.2023 года на основании договора переуступки права аренды земельного участка 90:19:0101112:1236 от 12.02.2021 года, заключенного им с гр.Имановым А.Ш.о., арендатором земельного участка согласно условиям договора аренды земельного участка , заключенного 18.12.2020 года с Администрацией, площадью 5569кв. м. с кадастровым номером 90:19:0101112:1236 расположенного по адресу: Республика Крым. г.Керчь, ул. Горького , 3 и.

С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая применение после принятия Решения №929-2/23 положения п.2.5 Раздела 2 Порядка, утвержденного Решением №67-2/19 ,  в редакции Решения №929-2/23, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что в указанной выше части оно подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в силу.

Руководствуясь статьями 175-180,215, 295,296 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации , Верховный Суд Республики Крым,

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Мидия» к Керченскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация г. Керчи Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу абзац 3 п.2.5 р.2 Порядка определения размера арендной платы, ценя продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городской округ Керчь Республики Крым, утвержденного решением 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 года № 67-2/19 « О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» в редакции решения 83 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 27.01.2023года №929-2/23 « О внесении изменений в решение 10 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 года №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым».

Обязать Керченский городской совет Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете «Керченский рабочий » и на официальном сайте Керченского городского совета Республики Крым.

B удовлетворении остальной заявленных Обществом ограниченной ответственностью «Мидия» требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             подпись                      С.В. Яковлев

 

В окончательной форме решение принято 15.11.2023 года